Вопрос 3. Особенности русского либерализма. Западники и славянофилы.

На рубеже 30—40-х гг. XIX в. среди либералов сложились два идейных течения — славянофильство и западничество (См. приложение 12). Идеологами славянофилов были писатели, философы и публицисты К.С. и И.С. Аксаковы,(портрет 1

портрет 2; Биография 8), А.С.Хомяков, (портрет, Биография 9) Ю.Ф.Самарин, И.В.Киреевский(портрет, Биография 10) и П.В. Киреевский (Биография 11) и другие. Они идеализировали политическое прошлое России и русский национальный характер, ценили самобытность русской жизни и обосновывали особую миссию России. Критики западной цивилизации славянофилы выпускали печатные издания, спорили с западниками, изучали историю и культуру страны, считали возможным построить общественную жизнь в соответствии с христианскими принципами и заповедями. Во второй половине 50-х гг. на почве славянофильства выросли почвенничество и панславизм.

Идеологи западников — историки, юристы, писатели и публицисты Т.Н.Грановский, (портрет, Биография 12) К.Д. Кавелин, (портрет, Биография 13) С.М.Соловьев (портрет, Биография 14), В.П.Боткин (портрет, Биография 15) – спорили со славянофилами, ориентировались на европейские ценности, превозносили реформ Петра Первого. Они считали, что человек должен быть независим, активен и терпим к инакомыслию, является существом независимым и не обязан «петь в общем хоре». Направить Россию на столбовую дорогу общечеловеческого прогресса они считали своим патриотическим долгом.

Представителей этих течений объединяло желание видеть Россию процветающей и могучей в кругу европейских держав. Для этого они считали необходимым изменить ее социально-политический строй, установить конституционную монархию, смягчить и даже отменить крепостное право. Боясь революционных потрясений, они считали, что правительство должно провести необходимые реформы.

В пореформенный период либералы выступали за введение демократических свобод и продолжение реформ, создание общероссийского выборного органа (Земского собора), расширение функций местных органов самоуправления (земств). Политическим идеалом для них была конституционная монархия. В социально-экономической сфере либералы приветствовали развитие капитализма и свободы предпринимательства, предлагали ликвидировать сословные привилегии.

Российский либерализм, проповедуя классические буржуазные ценности, имел особенности — дворянский характер из-за политической слабости буржуазии и близость к консерватизму. Либералы стояли за эволюционный путь развития, считая реформы главным методом социально-политической модернизации России.

В конце 40-х — начале 50-х годов XIX в. складывается революционно-демократическое направление русской общественной мысли (см. приложение 13). Его ведущие представители — А.И.Герцен, (портрет, приложение 16) Н.П.Огарев, (портрет, приложение 17) Н.Г.Чернышевский, (портрет, приложение 18) В.Г.Белинский (портрет, приложение 19). Идейной основой революционно-демократического движения стала теория крестьянского общинного социализма (См. Приложение 14. Документ №84), основные положения которой сформулировали А.И.Герцен и Н.Г.Чернышевский. Идеал общественного развития они видели в социализме, при котором не будет частной собственности и эксплуатации. Крестьянская община воспринималась как ячейка социалистического строя. Отсюда делался вывод, что русский крестьянин вполне готов к социализму и что в России нет социальной основы для развития капитализма.

Методические указания

Рассматривая третий вопрос, раскройте особенности российского либерализма.

Прочитайте биографию М.В. Буташевича – Петрашевского (См. портрет, Биография 21). Какие качества Петрашевского импонируют вам?

Постарайтесь разобраться в сути спора-конфликта западников и славянофилов. Как эта борьба согласуется с высказыванием «западника» А.И.Герцена, отмечавшего: «…Мы, как Янус или двуглавый орел, смотрели в разные стороны, в то время как сердце в нас билось одно»?

При подготовке ответа используйте материал Приложения к вопросу 3.